Форум на "Полезных Мелочах"

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум на "Полезных Мелочах" » Развитие детей » Развивающие игры


Развивающие игры

Сообщений 1 страница 30 из 55

1

Пишите:
(о) различные игры, развивающие ум, смекалку, моторику, координацию и другие положительные качества.

Как подвижные, так и спокойные.

Как вы развиваете своего крошку?

Различную полезную информацию.  :D

0

2

Эта информация взята из журнала "Счастливые родители", июнь 2005 г.

Юные натуралисты

Наблюдать за полетом бабочки, прислушиваться к пению птиц или шуму воды, сладкие запахи полевых цветов, бегать босиком по траве. Такие впечатления обогатят палитру ощущений ребенка, послужат источником положительных эмоций и помогут ему стать более восприимчивыми ко всему, что его окружает.
Было время, когда дети приобретали знания об окружающем мире через ежедневное непосредственное общение с природой. А также с помощью взрослых, которые, посмотрев на вечернее небо, могли уверенно предсказать погоду на следующий день, аргументировано высказаться о видах на урожай, указать в лесу грибное место и выбраться из густой чащи, не прибегая к помощи средств спутниковой связи. Но и теперь, сделав некоторое усилие, мы вспомним про дружбу дождя с ветром, про то, как гусеница превращается в бабочку, и что лес - это не просто много деревьев. Маленьким детям свойственен эгоцентризм, они считают себя центром Вселенной и уверены, что способны управлять окружающим их мирком с помощью... громкого плача. Такое отношение к себе и миру - нормальная стадия развития малыша. Опыт общения и взаимодействия с природой поможет ему осознать, что он не центр, а лишь малая частица Вселенной, с которой он неразрывно связан.

(Ниже приводится пример развивающих игр)

0

3

В городе

Догадливые ножки (с 3 лет)

Ваш ребенок разувается и остается босиком. Попросите закрыть глаза (и не подглядывать), поднять одну ногу, а затем осторожно опустить ее по вашему сигналу. А вы в это время кладете на пол под его ногу ракушку, камень, лист, маленькую сосновую шишку и т.п. Он должен узнать предмет, только ощутив его стопой ноги.

На прогулке в теплый, погожий денек обратите внимание малыша на то, как нагрелся на солнце асфальт, скамеечка. Затем укройтесь от солнца в тени какого-нибудь дерева, приложите ладони к земле - насколько она здесь прохладнее, да и освещение совсем другое. Покажите ребенку, что и вы, и он, и все предметы отбрасывают тень, что тени бывают длинными или почти невидимыми.

Коробочка с диковинками (с 1,5 лет)

Проделайте отверстие в крышке коробки или используйте пустую коробку от носовых платков. Наберите во время прогулки в 2 экземплярах предметы, отличающиеся по форме и фактуре: камни, шишки, ракушки. Начните с трех различных предметов. Выложите по одному экземпляру перед малышом, а дубли спрячьте у себя за спиной. Попросите ребенка внимательно посмотреть и потрогать предметы. Затем незаметно положите в коробку один из дублей. Пусть малыш запустит руку в отверстие коробки и обследует спрятанный предмет. Он должен узнать его на ощупь и показать вам такой же из тех, что разложены перед ним.Начиная с 2,5 лет можно проводить игру без дублей. Пока ребенок исследует предмет в первый раз, вы называете его и просите ребенка повторить. Затем он должен узнать каждый предмет на ощупь и назвать, прежде чем достанет его из коробки.

Предложите малышу поиграть с ветром в прятки. Спрячьтесь за дом и обратите его внимание на то, что ветер утих - вас заслонил от него дом. Расскажите юному исследователю о том, какой ветер силач: он может поднимать и кружить листву, разный сор, раскачивать деревья. Придя домой, скажите ему о том, что по вашему дому тоже может погулять ветер. Он умеет шуршать газетами, открывать двери и раскачивать абажур. Предложите малышу самому побыть ветром, положите перед ним перышко или бумажку и попросите сильно подуть.

(См. ниже)

0

4

На даче

Из цветочных лепестков выложите на какой-нибудь ровной поверхности веселую рожицу, домик или бабочку. Комментируйте свои действия и называйте цвета, которые используете. Сделайте цветочную (ягодную, овощную) картину вместе. Во время этого увлекательного занятия малыш может запомнить названия некоторых растений.

Каскад звуков (с 2,5 лет)

Незаметно наполните коробочки разными производящими различные звуки: песком, мелкой галькой, камушками, землей. Каждая коробочка должна быть приготовлена в двух экземплярах. Поставьте их перед вашим ребенком - сначала четыре, потом пять, шесть и так далее. Попросите потрясти их возле своего уха. Затем пусть он найдет среди коробочек-дублей коробочку с таким же звуком. Если он ошибается два раза подряд, он уступает свою очередь другому ребенку. Для детей старше 3 лет можно приготовить коробочку без дубля.

Парные листочки (с 2 лет)

Соберите листья деревьев четырех пород, цветы или огородные растения, заметно различающиеся по размеру, форме и цвету. Симметрично разрежьте их пополам по линям лиственных прожилок, перемешайте половинки и разложите их перед ребенком. Предложите ему восстановить листья, собрав обе половинки.

(См. ниже)

0

5

Лесные тайны

Собираясь совершить лесную прогулку, расскажите малышу, что вы отправляетесь в настоящее царство-государство. Оно состоит из нескольких "этажей". В лесу есть и подземелье: там живут в норках маленькие мышки и большие барсуки.

Что это такое? (с 3 лет)

Попросите вашего ребенка придумать качественные прилагательные для характеристики тактильных ощущений: твердый, мягкий, сухой, мокрый, гладкий, острый. Затем идите вместе на поиски предметов, соответствующих заданным свойствам. Для детей постарше начинайте с прилагательных, определяющих не осязательные, а обонятельные характеристики: резкий, приятный, сладкий, горький.

На первом этаже - в траве - живут разные насекомые и зверюшки. Второй и третий этажи - кусты и деревья - место, где обитают птицы: здесь они вьют свои гнезда. Соберите вместе с ребенком красивые листья, покажите ему, какие они разные. Вернувшись домой, рассмотрите свои трофеи: ветку папоротника, желудь или гриб.

Дорога лилипутов (с 3 лет)

При помощи веревочки вы размещаете на земле короткий маршрут. Ваше ребенок ползет на четвереньках вдоль веревочки и сообщает вам обо всем интересном, что встречается на пути. Старших детей вы можете снабдить лупой, чтобы они смогли лучше сосредоточиться, рассматривая мелкие детали.

Для малыша такие "сувениры" очень важны: они помогут ему сохранить в памяти свои впечатления о прогулке.

Загадки природы (с 3 лет)

Попросите вашего ребенка выбрать какой-нибудь природный объект вблизи от места наблюдения и рассмотреть его как следует, не перемещая, А вы в это время закроете глаза и попробуете угадать, о чем речь, задавая ему простые вопросы: "Это растение? Большое или маленькое? У него много листьев?" Чтобы ответить, он будет полагаться только на свою память. Развитие игры: поменяйтесь с ним ролями: теперь вы загадываете, а ребенок пытается отгадать, какой природный объект вы выбрали на местности.

(См. ниже)

0

6

У моря

Песок, камни, ракушки, вода - материалы, дающие неограниченные возможности для знакомства с разными свойствами живой природы. С песком дети могут играть бесконечно. Сухой можно пересыпать из одной емкости в другую, наблюдая, как он "течет", сгребать в кучи и зарываться в него. Если же смешать песок с водой, получится уникальный строительный материал, из которого можно делать все, что угодно, от куличиков до сложнейших архитектурных сооружений.

Найдите дубль (с 3 лет)

Приготовьте и разложите в непрозрачные мешочки различные материалы, которые легко узнать и найти в той местности, где происходит игра: ракушки, шишки, листья. Ребенок на ощупь, запуская руки в мешочек, узнает предмет. Затем он должен найти и положить в тот же мешочек такой же. Несколько детей могут разбиться на команды по два человека и советоваться, прежде чем пускаться на поиски.

Из камешков и ракушек можно выкладывать на песке картины и узоры.[list][li]· Найдите большие гладкие камни и разрисуйте их вместе с ребенком красками или маркерами[/li][li]· Расскажите малышу о подводном царстве и его обитателях: о разноцветных рыбах, о морской траве - водорослях, о том, что ракушки, найденные на берегу, раньше были домом какого-нибудь морского жителя. Хорошо, если то, о чем вы рассказываете, малыш сможет увидеть собственными глазами. Яркие образы надолго запечатлеются в памяти вашего ребенка.[/li][/list]
(См. ниже)

0

7

Знакомясь с природой, учась с ней взаимодействовать, ребенок обнаружит, что обладает определенной властью над другими существами. Не стоит ругать ребенка за то, что он рвет цветы или раздавил муравья, пытаясь поймать его. Но это ни в коем случае не означает, что надо поощрять или игнорировать разрушительное поведение и проявления враждебности к представителям флоры и фауны. Познавать окружающий мир и оценивать свои возможности в нем маленький ребенок может, лишь действуя тем или иным образом и получая определенный результат. Задача родителей - попытаться объяснить малышу, какие последствия для других живых существ несет его исследовательская деятельность. Ваш ребенок еще не умеет сопереживать и пока ориентирован только на собственные желания. Чтобы подготовить почву для восприятия чувств окружающих, попробуйте больше говорить с малышом о его собственных чувствах и переживаниях.

Наталия Богданова
психолог

http://www.7ya.ru/partners/parents/img/parents_logo.gif

0

8

Мы когда идем домой рассматриваем облака и придумываем что на что похоже. А ещё ищем в небе и облаках разные цвета. В результате реб используют в своих рисунках гораздо больше оттенков ,чем однокласники и одногрупники в саду.

0

9

Маленький исследователь на даче
Изучаем фауну вместе с ребенком

Для большинства городских детей деревня - живой музей природы, гораздо более интересный и поучительный, чем все "взрослые" экспозиции, вместе взятые. Ведь на загородных просторах столько всего интересного, неведомого, загадочного! Наблюдая за букашками, птичками и другими зверушками, малыш будет не только приобретать новые знания, но и учиться думать, анализировать, сравнивать, рассуждать. Да и взрослым этот живой, разнообразный, постоянно изменяющийся мир откроет много нового, если они вместе с малышом научатся не просто смотреть, а видеть, как живет природа.

(См. ниже)

0

10

Жучки, муравьи и прочие букашки

Каких только насекомых не встретишь на даче: прыгающих и летающих, полезных и не очень. Но все они - прекрасный объект для наблюдений маленького естествоиспытателя. Тем более что некоторых из них можно взять в руку и рассмотреть поближе. А если взрослые не станут смотреть на насекомых с высоты своего роста, а отважатся лечь вместе с ребенком в траву, то букашки сразу покажутся больше, а их жизнь станет понятнее и интереснее.

У всех насекомых есть общие черты: шесть лапок, усики и крылышки. Их тело как бы разделено на части тоненькими линиями - насечками. Отсюда и название - насекомые. И рассматривая их, очень интересно отыскивать эти характерные детали. О самых заметных насекомых можно рассказать малышу подробнее. К примеру, об известной всем божьей коровке. Этот жучок уничтожает множество вредителей растений - тлей. Малыши любят держать "коровок" на ладошках и смотреть, как те ползают по пальчикам, а потом раскрывают крылышки и улетают. Забавно наблюдать, как яркое насекомое с черными точками на спинке притворяется мертвым или оставляет на руке желтые пятна. Так божья коровка защищается от врагов. Даже если птица однажды и схватит божью коровку, то поймет, что этот жучок невкусный, запомнит его окраску и больше уже не тронет.

А какое разнообразие жужжащей и порхающей "публики" летом над цветами! И пчелы, и шмели, и бабочки, и осы.

Малыш с удовольствием понаблюдает за ними вместе со взрослыми: какого цвета эти насекомые, кто больше, а кто меньше, какие цветы они любят. Тем более если узнает о том, какую пользу приносят насекомые-опылители. Ведь без них цветки никогда не стали бы плодами, и значит, мы не смогли бы полакомиться вкусными яблочками. А без пчел не было бы и сладкого меда.

Часто малыши боятся жалящих насекомых. Но того, кто в страхе машет руками и кричит, пчела укусит скорее, чем спокойного человека. Поскольку насекомые первыми не нападут. А если в доме, на кухонном окне, под банкой живет симпатичный мохнатый шмель, то наблюдение за ним наверняка станет для ребенка лучшей "прививкой" от страха перед насекомыми.

"В траве сидел кузнечик..." Ну как не вспомнить эту песенку, когда в траве стрекочут на разные голоса маленькие "скрипачи". А почему говорят, будто кузнечик играет на скрипке? Дело в том, что на его крыльях есть особые зазубринки. Он трет ими быстро-быстро одна о другую, будто водит смычком по скрипке, и слышится стрекотание. Пусть малыш как следует рассмотрит кузнечика (какого он цвета, есть ли у него усики и глаза), а заодно и подумает, зачем тому нужны такие длинные задние ноги. Конечно же чтобы прыгать!

Вездесущие муравьи интересуют даже годовалых карапузов. Если взрослые не забудут прихватить на дачу лупу, с ее помощью и они, и малыши узнают много интересного о жизни этих крохотных тружеников. Для этого достаточно найти небольшой муравейник с дырочками-дверцами в земле и время от времени наблюдать за ним: что делают муравьи, как относятся друг к другу, какую добычу тащат, далеко ли убегают от своего дома?

(См. ниже)

0

11

Во саду ли, в огороде

Если взрослые заняты работой на грядках, детей смело можно привлекать в помощники. "Битва за урожай", конечно, не имеет для малышей такого значения, как для их родителей, зато на огороде можно отыскать множество насекомых. В основном это вредители. И самый главный из них - колорадский жук, регулярно "нападающий" на картошку. Ребенку нужно рассказать о том, какой вред наносит это насекомое, и попросить помочь в борьбе с ним. Обычно дети хорошо справляются с этой задачей, собирая жуков в банку с водой, тренируя при этом пальчики.

Еще один серьезный враг огорода - медведка. Это крупное насекомое, которое живет в земле и питается клубнями картофеля, моркови и молодыми частями растений. Найти ее можно во время выкапывания картошки. Медведка наверняка произведет сильное впечатление на детей благодаря большому размеру и устрашающему виду. А особый интерес для маленьких исследователей представляют ее лапы. Они хорошо приспособлены для копания земли.

А вот дождевые черви приносят несомненную пользу урожаю. И хотя это не "насекомые, они тоже заслуживают внимания. Крохе любопытно будет узнать, как дождевой червь рыхлит и удобряет землю, пропуская ее через себя. Не стоит при этом запрещать ребенку копаться руками в земле, возиться с червяками, брать их в руки. В такие важные моменты малыш самостоятельно делает открытия, ощущает себя частью природы, учится понимать ее.

(См. ниже)

0

12

Волшебное превращение

Кто из нас в детстве не удивлялся превращению противной гусеницы в прекрасную бабочку? Это превращение для малыша сродни волшебству. Поэтому даже если родители крохи никогда раньше не видели, как это происходит, самое время сделать это сейчас вместе с малышом.

Для начала нужно отловить несколько гусениц. Лучше, если они будут разными. Во-первых, не из всех гусениц удастся вывести бабочку, а во-вторых, интересно будет сравнить поведение разных насекомых.

Гусениц бабочки - капустницы можно отыскать в огороде, на капусте или редьке. Они сине-зеленые, с тремя желтыми продольными полосками и черными крапинками. Но голыми руками их брать нельзя. Едкие выделения этих гусениц раздражают кожу. Ребенок должен знать об этом. Здесь же могут встретиться и матово-зеленые гусеницы бабочки-репницы. А если очень повезет, то на моркови, петрушке или укропе можно отыскать гусеницу махаона. Она большая, хорошо заметная, зеленая с черными полосками и красными крапинками на них. Гусеницы крапивницы обитают там, где им и положено быть по названию - на крапиве. Там же или на малине можно встретить и гусениц бабочки павлиний глаз. На плодовых деревьях грызут листья гусеницы различных шелкопрядов или яблонной моли.

Будущих бабочек нужно собрать и посадить в банку или в пластиковую бутылку со срезанным верхом. Туда же следует положить растения или веточки, на которых сидели гусеницы, и закрыть сосуд марлей. Зеленый корм нужно менять каждые 2 дня. Теперь можно наблюдать за своими питомцами вместе с малышом: как они жуют листья, как ползают, растут. Через некоторое время гусеницы окуклятся - превратятся в куколки. В этом состоянии их лучше не тревожить. Остается запастись терпением и ждать. До того чудесного момента, когда из неподвижной куколки выберется на свет красавица-бабочка.

(См. ниже)

0

13

Кто в яблоке живет?

Иногда бывает и такое: откусывает малыш яблоко, а оно червивое. Кто же это яблоко испортил? Червячок? А вот и нет! Виновата самая настоящая гусеница бабочки со смешным названием яблонная плодожорка. Эти гусеницы заползают внутрь яблока, прогрызая себе "тоннель" и закрывая "вход" кожицей плода и паутинкой. Едят они только семена, поэтому у яблока червивой всегда бывает сердцевина. Потом гусеница выползает наружу и ищет новый плод. А ее саму можно найти в упавших яблоках.

Если разрезать такое яблоко, малыш увидит и "ворота", и "тоннель", и саму гусеницу.

Кроме того, плодожорки любят полакомиться и семенами груш.

(См. ниже)

0

14

Пернатые друзья

Малыш должен учиться не только видеть, но и слышать, а точнее - слушать окружающий мир. Утром, когда он проснувшись выбегает во двор, до него со всех сторон доносятся десятки самых разных звуков. А громче всех слышно птиц, которые поют и чирикают на разные голоса. Кого же из пернатых друзей можно встретить летом в деревне? Прежде всего вездесущих воробьев. Нужно научить кроху отличать их по голосу от других пернатых. Это очень легко, ведь воробьиное "чик-чирик" ни с чем не спутать. Не менее своеобразно звучит и карканье вороны. Эту птицу по голосу легко узнают даже совсем маленькие дети. Да и наблюдать за умными и хитрыми воронами очень интересно - как они летают, прыгают или ходят по земле, боятся ли людей. Воробьи и вороны стараются жить поближе к людям - так и сытнее, и спокойнее. Поэтому и проблем с урожаем от них бывает много. То черешню обклюют, то подсолнухи. Традиционный способ защиты от "налетов" - пугало. А его сооружение можно превратить в творческий процесс с активным участием ребенка. Пусть папа или дедушка собьют крест-накрест две длинные палки. Это будут "туловище" и "руки". Голову можно смастерить из старой наволочки, набитой тряпками, на которой ребенок с удовольствием нарисует глаза, нос и рот.

Осталось нарядить пугало в старую одежду и шляпу и привязать порезанный лентами целлофан. Чтобы шелестел на ветру. Сторож для огорода готов! Малыш не забыл придумать ему имя?

Нетрудно отличить по голосу и еще одну певунью - кукушку. Это птица лесная, но она частенько наведывается в кустарники и посадки неподалеку от деревенских домов. Однажды услышав "ку-ку", малыш больше ни с кем ее не спутает. Считать, сколько кому лет "накукует" эта птичка, - смешное суеверие. Зато сама идея - учиться считать вместе с кукушкой - вполне достойна внимания. Если малыш только учится считать, то следить, сколько раз прозвучит "ку-ку", лучше вместе с ним. А более старший ребенок сможет справиться с задачей сам, да еще и сравнит, в какой из дней кукушка куковала дольше.

Интересно понаблюдать в деревне за ласточками. Эти симпатичные птички часто строят гнезда под крышами домов. Если тихонько посидеть вместе с малышом неподалеку от их "дома", можно увидеть, как мама и папа ласточки таскают в клюве насекомых для своих птенцов. Подросшие детишки вскоре начинают высовываться из гнезда, и малыш сможет их увидеть. Бывает, что родители-ласточки, подлетая к гнезду, роняют свою добычу. Так что, если подстелить под гнездом большой лист белой бумаги, то станет видно, чем кормят родители-ласточки свое потомство.

Возможно, удастся заметить и тот момент, когда молодые ласточки вылетают из гнезда. А еще по поведению этих птичек можно предсказывать погоду. Если они летают низко над землей, будет дождь.

(См. ниже)

0

15

Симпатичные зверушки

Конечно, с животными на даче встретиться не так легко, как с насекомыми. Но кое-кого отыскать все-таки возможно. Прежде всего это всевозможные лягушки и жабы. Не секрет, что не все мамы миролюбиво относятся к лягушкам. Но все-таки не стоит прививать подобное отношение детям. Для малыша лягушка - интереснейшее существо. И он абсолютно прав. Вон как здорово она прыгает, отталкиваясь сильными задними лапами. Можно и самому так же поскакать. И нет ничего страшного, если малыш возьмет лягушку в руки. Не нужно с отвращением кричать: "Сейчас же брось эту гадость!" Главное - следить, чтобы малыш на радостях не придавил лягушку слишком сильно. Скорее всего, на даче окажутся не лягушки, а жабы. Эти земноводные очень похожи, но жабы, в отличие от лягушек, живут не в воде, а на суше, в сырых местах. Их часто можно встретить в огороде, а по вечерам они выходят на охоту. Жабы - животные ночные. Они поедают насекомых - вредителей растений. Рассматривая лягушку или жабу, надо рассказать малышу, как она развивается (икра - головастик - лягушка с хвостом - взрослая лягушка). А еще у жаб и лягушек необычный язык. Он очень длинный и покрыт специальным клеем. Когда мимо пролетает комар или муха, животное быстро высовывает язык, и насекомое к нему приклеивается.

Если однажды на огороде то тут, то там появятся черные бугорки земли, значит, в гости пожаловал крот. Увидеть его вам вряд ли удастся, а вот посмотреть на плоды его работы можно. Крот - замечательный землекоп, его передние лапы похожи на лопаты. Он роет под землей настоящие подземные ходы. Надо рассказать малышу о пользе и вреде кротов. С одной стороны, они уничтожают вредных насекомых, с другой - портят корни растений.

Вечером, когда наступают сумерки, может посчастливиться поймать ежика. Вот кто уж точно приведет малыша в полный восторг. Можно принести ежика в дом и внимательно рассмотреть. Предложенное яблоко еж вряд ли станет кушать. Это только в сказках он носит яблоки на спине, а на самом деле ест насекомых. Сначала ежик будет фыркать и прятать носик. Потом может освоиться и даже попить молока из блюдца. Какие милые у него глазки-бусинки, какой смешной и подвижный носик, маленькие ушки и лапки! Интересно будет потрогать и рассмотреть иголки. Делать это нужно осторожно, потому что ежик может подпрыгнуть, выгнув спинку, и уколоть руку. Познакомившись с колючим гостем, надо выпустить его обратно на то место, где поймали. На просьбы детей оставить ежика дома можно ответить, что его в лесу ждут детки или мама (если пойманный оказался ежонком).

Днем в траве можно заметить юрких ящериц. Они тоже очень интересны детям. Поймать ящерицу не так-то просто, но если это удалось, можно посадить ее в стеклянную банку и хорошенько рассмотреть, а потом выпустить. Будьте осторожны - крупные ящерицы могут укусить. Их укус не опасный, но довольно болезненный. Посмотрите, какие у ящерицы лапки, глаза, хвост, язык. Ребенка надо предупредить, что ящерицу не нужно тянуть за хвост или сильно сдавливать. И рассказать сынишке или дочурке об удивительной способности этого животного отбрасывать свой хвост, спасаясь от врагов. Схватит птица или зверь ящерицу за хвост, он и останется в клюве или зубах, а сама ящерица удерет. А хвост потом отрастет новый. Так что не стоит расстраиваться, если маленький экспериментатор все-таки останется без ящерицы, но с хвостом.

(См. ниже)

0

16

Путешествие на скотный двор

Если у кого-то из соседей есть домашние животные и птицы, хорошо организовать малышу экскурсию к ним, чтобы изучить поближе деревенскую живность. Обычно такие мероприятия воспринимаются детьми с гораздо большим интересом, чем поход в зоопарк. Ведь вся живность так близко, и можно самому насыпать крупы желтеньким цыплятам, рассмотреть (хоть и не без опаски) грозных индюков и гусей, покормить козу арбузными корками. Кроме того, подобная прогулка даст темы для множества интересных и познавательных бесед с малышом. Например - домашние животные и их детеныши. Кажется, что такие простые и понятные вещи не заслуживают особого внимания, а малыши при этом сочиняют свои собственные названия, вроде "лошадята", "свинята" и "коровята". С их точки зрения все правильно и логично, поэтому проходит немало времени, прежде чем они запомнят правильные названия. А вот в деревне такое обучение пойдет гораздо быстрее. Просто время от времени взрослые должны спрашивать у ребенка, как называются малыши коровы или овечки, и помогать крохе, если он затрудняется с ответом. Здесь будут очень кстати и загадки-рифмовки. Например, такие:

- Иго-го! - кричит ребенок, Значит это... (жеребенок)
Пятачок, два уха, розовое брюхо. Хвост, как нитка, тонок. Это... (поросенок)

Малыша наверняка заинтересует рассказ мамы или папы о том, почему сельских животных называют домашними и о том, как древние люди их приручили. Можно вместе вспомнить диких родственников наших буренок и хрюшек. Наверное, ребенок уже знает, что собаки и кошки бывают разных пород, которые отличаются друг от друга размером, цветом шерсти, формой ушей и хвоста. Поэтому следует обратить его внимание на то, что коровки, курочки, козочки, кролики и другие животные тоже бывают разными. Пусть карапуз внимательно рассмотрит пасущуюся на лугу корову и попытается описать ее: какие у нее рога, копыта, хвост, ушки, глаза, вымя. А как корова щиплет траву? Делает она это очень забавно, захватывая стебельки языком, будто рукой.

Было бы здорово посмотреть, как доят корову или козу, а если у малыша будет возможность попробовать сделать это самому, незабываемые впечатления ему обеспечены. Кстати, вот и еще один повод поговорить о том, какую пользу приносят домашние животные людям. Только не нужно торопиться и сразу рассказывать все малышу. Пусть он сначала подумает, проанализирует увиденное, обобщит свой жизненный опыт. Ребенок обязательно порадует мудрыми выводами и необычными наблюдениями! Пусть не всегда правильными, но очень важными и необходимыми для его развития.

В заключение остается пожелать всем маленьким исследователям и их родителям приятного и полезного отдыха на даче, а также много больших и маленьких открытий!

Юлия Каспарова
Статья из июльского номера журнала
http://www.7ya.ru/imgb/2mm/logo.gif

0

17

Как правильно выбрать развивающую игру для малыша

На подступах

Да, в деле воспитания и развития маленького человека современным родителям без науки не обойтись.

Как выбрать в этом море книг, игр и игрушек те, что долгое время смогут оставаться для малыша и привлекательными и полезными ? Как часто покупать ему игрушки ? А что делать, если новая игрушка оказалась тут же брошена и забыта?

Согласитесь, часто совсем не такими вопросами задаются родители, покупая игрушки для ребенка. Одни стараются припомнить, во что же им самим нравилось играть в детстве. Другие следуют советам друзей, которые уже приобрели именно эту игрушку и очень довольны результатом, а третьи... третьи особо и не задумываются. Любит складывать картинки ? Значит, будут ему картинки. Что же здесь сложного?

Однако для того, чтобы правильно сформировать, а затем и пополнять игротеку ребенка с самого раннего возраста, надо овладеть целой стратегией приобретения развивающих и образовательных игр. Что же это такое - развивающие игры ? На наш взгляд, они должны удовлетворять нескольким условиям.

Секрет пирамидки

Условие первое.
Развивающие игры содержатинформацию, полностью овладеть которой можно лишь за определенный период времени. И чем длиннее этот временной отрезок, тем выше потенциал развивающей игры

Так, любимые игрушки детей многих поколений - крутящаяся юла и пирамидка с разноцветными кольцами — станут нужны ребенку практически в один и тот же возрастной период, с 8 - 9 месяцев.  Обе привлекают. Обе учат младеца сосредотачивать взгляд. Обе влияют на восприятие ребенком цвета.

Звук крутящейся юлы будет способствовать слуховому восприятию малыша. А примерно с годовалого возраста он начнет учиться ее заводить и, держась всеми кончиками пальцев за ручку вертушки - юлы, освоит захват “ куриная лапка ”, столь необходимый для умения волить карандашем по бумажному листу.

Ну, а пирамидка ? Игра по ее “ одеванию ” и “ раздеванию ” даст понятия о размере и градациях величины ( “ большое ”, “ маленькое ”, “ больше ”, “ меньше ” ), разных формах ( пирамидки бывают и с шариками, и с цилиндриками ). Малыш научится практическому сравнению предметов по этим признакам, сначала прикладывая одну деталь к другой для сличения, а затем визуально ( “ на глаз ”, без прикладывания ).

Хорошо, если в составе пирамидки есть парные детали одного и того же цвета, — тогда можно учиться их сортировать, раскладывая синее к синему, а красное — к красному. Ну. а само одевание колец на стержень — ликолепная тренировка координации движений глаза и руки. Да и пальчиками можно учиться брать детали пирамидки по-разному: то всеми, распределяя их по
поверхности фигурной детали, то тремя ( щепотью ), то двумя ( кончиками большого и указательного ). Вот и упражнения для развития мелкой моторики.

А теперь попробуем сделать вывод: являются ли эти две популярные игрушки развивающими? Безусловно. Однако очевидно, что у пирамидки возможностей для обучения и развития гораздо больше, чем у юлы.

Другими словами, статус “ развивающей ” на определенное время может получить практически любая детская игрушка. Однако только в магазине развивающих игр возможно в полной мере получить консультацию специалиста о том, какие именно понятия и навыки ( или хотя бы одно понятие
или один практический навык ) данная игра формирует и развивает. И что самое главное — узнать, на какой временной период сохраняет та или иная игрушка статус развивающей и какова ее эффективность — то есть сколько возможных вариантов применения за этот период времени у нее сущест-
вует.

Приобретая хорошо знакомые всем игрушки, многие родители порой и не догадываются о том, сколько ( и каких ) умений они призваны у малыша развить. Это все равно что, купив дом и долгое время прожив в нем, узнать, что в доме-то был спрятан клад. Может, лучше узнать об этом сразу, как дом был вам продан ?! Так и в игротеке вашего ребенка пролежала — простояла игрушка, которая могла послужить отличным тренажером для его ума и рук, а применить ее не пришлось — об этом просто никто не знал.

А вы-то умеете с этим играть ?

Условие второе.
Развивающие игры содержат информацию, полностью

Сравните описанные нами варианты использования двух игрушек: юлы и пирамидки. Где, по-вашему, родительское участие в детской игре наиболее высоко? Конечно же, при знакомстве с пирамидкой. Более того, малыша придется специально учить работе ( не побоимся этого слова ! ) с ней:
разбирать и последовательно класть снятые кольца от большего к меньшему тут же, у стержня пирамидки, а затем так же последовательно надевать: сначала то, что ближе всех к стержню, потом следующее и т.д.

Научились это делать вместе ? ( Поначалу руки малыша взрослый берет в свои, и они выполняют каждое действие синхронно ). Теперь ребенок может продемонстрировать полученный навык самостоятельно. Получилось? Тогда перемешаем кольца. Пусть попробует сначала найти самое — самое большое колечко.

Вот сколько этапов в обучении надо пройти! И поиск самого большого колечка — далеко не самое последнее упражнение с детской пирамидкой.

Кто придумал эти рамки

Условие третье.
Развивающие игры с высоким потенциалом, используемые в течении длительного времени, как правило, являются авторскими.

Это значит, что они разрабатывались и разрабатываются ведущими специалистами: врачами, психологами и педагогами. Самые популярные носят имена своих создателей : ящик Монтессори, игры Никитина, кубики Зайцева, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, головоломки Красноухова и т.д.

Серия развивающих игр одного и того же автора практически всегда формируется по принципу “ от простого к сложному ”, где степень сложности игры прямо пропорциональна “ интеллектуальным затратам ” ребенка. Поэтому для каждого возрастного периода ( или этапа развития ) существует свой
вариант игры. Так, знаменитая игра Б.П. Никитина ” Сложи квадрат ” имеет три степени сложности, а игра “ Сложи узор ” этого же автора — различные по сложности задания.

Посещая магазин, знакомьтесь с сериями авторских игр, попросите продавца—консультанта рассказать вам о новинках той или иной серии. Тогда вероятность того, что вы сумеете подобрать игру исходя из сегодняшних ( и, конечно же, завтрашних ) потребностей вашего ребенка, будет гораздо выше.

Итак, мы обсудили, почему и с какой целью стоит наладить диалог со специалистом по продаже развивающих игр. Это еще не стратегия подбора игр в полном понимании этого слова. Это всего лишь необходимые правила культуры посещения специализированного магазина.

А вот целенаправленное приобретение игр, способных развить природные задаткиименно вашего малыша и необходимые ему навыки, зависит от ваших представлений о том, как познает мир ваш ребенок.

Разные дети — разные игры

С самого рождения малыш, начинает “ информировать ” вас о том, как предпочитает контактировать с близкими ему людьми, реагировать на разнообразные внешние раздражители, действовать с новыми предметами. Ведь он, как и любой человек, используя для познания окружающего мира
все органы чувств, тем не менее отдает предпочтение каким-либо определенным: или зрению, или слуху, или осязанию.

Именно эти предпочтения предопределяют наш выбор объекта внимания и быстроту восприятия. Наблюдая за поведением ребенка с самого раннего возраста, можно определить его “ любимый способ ” получения информации о внешнем мире и, основываясь на этом, максимально развить способности
малыша.

По своим инвидуальным способностям к восприятию дети разделяются психологами на зрителей, слушателей и деятелей.

Малыши — зрители при восприятии новой информации больше полагаются на зрительные ощущения, быстро запоминают цвет, форму и размеры окружающих их предметов. У них хорошо развита мускулатура пальчиков, мелкие движения рук точны и уверенны, так как выполняются
под контролем зрения ( скоординированны ).

Воспитывая маленького зрителя, надо помнить, что, как правило, он игнорирует другие раздражители в пользу визуальных. А это значит, что развитие речевых навыков малыша и его физическое развитие должны стать для родителей объектом постоянного внимания.

Малыши — слушатели познают окружающий мир в большей степени через звуки. Они предпочитают слуховые ощущения всем остальным, их легко успокаивает музыка, знакомые голоса.Они раньше других детей начинают говорить.

Наряду с этим зрительное восприятие маленького слушателя нуждается в постоянном развитии, так же как и мелкая мускулатура пальчиков ( мелкая моторика ).

Малыши — деятели много двигаются, так как предпочитают познавать мир путем непосредственного прикосновения или движения. Они раньше других детей начинают ползать, а потом ходить. У деятелей хорошо развита крупная мускулатура рук, ног. Они очень любят подвижные игры.

Однако маленькие непоседы неспособны длительное время концентрировать внимание. Да и устной речью деятели овладевают позже других детей, а непринужденность в высказываниях, свойственная слушателям, может остаться
для многих деятелей самой настоящей проблемой.

Очевидно, что разным детям нужны разные игры или, говоря точнее, разные типы развивающих игр нужны разным детям для развития их природных задатков и тех способностей, которые менее выражены от природы.

В дальнейшем мы подробно расскажем о “ зрителях ”, “ слушателях ” и “ деятелях ”, о том, по каким признакам определить ведущий канал восприятия ( ведущую модальность ) ребенка, а также о том, какие из семи типов развивающих игр предпочтительнее для каждого из них. (См. ниже в этой теме форума - м.)

Ирина Мальцева,
Антонина Цицулина,
учебно-методический центр "Учимся играя"
http://www.intelgame.ru/pictures/picX0TQDf.gif, март 2003 г.

Отредактировано ANDISA (2005-07-22 17:53:43)

0

18

7 типов развивающих игр

АБАКИ

http://www.intelgame.ru/images/pub-abak.gif

"Абак" в переводе с арабского означает "счетный столик".

Современные счетные столики - это подставочки, на которых закреплены в ряд несколько вертикальных стержней. На них нанизываются кольца, шарики,
другие мелкие предметы, которые можно сортировать по цвету, размеру, форме, сосчитывать в различном расположении.

Такой счетный столик поможет трехлетнему малышу освоить математические понятия, а пяти-шестилетнему - закрепить их.

Абаки могут быть выполнены в виде каталочек, паровозиков, фигурок, иметь в своем составе от трех-четырех до нескольких десятков счетных элементов. Такое разнообразие абаков  позволяет подобрать игрушку индивидуально каждому ребенку.

(См. ниже)

Отредактировано ANDISA (2005-07-22 18:00:18)

0

19

ПИРАМИДЫ

http://www.intelgame.ru/images/pub-puramid1.gif

Эта традиционная игрушка в настоящее время имеет множество вариантов: пирамиды могут состоять из нескольких крупных колец и более десятка мелких колечек, быть одноцветными и разноцветными, иметь конусообразную и шарообразную формы, представлять собой башенки, мельницы, человечков, животных.

Игрушка может быть напольной, настольной и даже умещаться в кармане.

http://www.intelgame.ru/imgcatalog/tmb/picM23QAu.jpg

(См. ниже)

0

20

ВКЛАДЫШИ

http://www.intelgame.ru/images/pub-trenag1.gif

Вкладыши - это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. Игры-вкладыши подразделяются на три вида: вкладыши в рамку, вкладыши в основание и вкладыши один в другой. Все вкладыши совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы, размера предметов, развивают мелкую моторику, координацию движений рук.

Вкладыши в рамку

http://www.intelgame.ru/images/pub-vklag1.gif

Рамки с силуэтами ( прорезями разных форм ) могут быть плоскостными ( в виде планшета ) или объемными, представляющими игрушечные ящички, в стенках которых эти фигурные прорези и сделаны. Малышу необходимо подобрать к прорези фигурку точно такой же формы и вставить ее в это отверстие.

Вкладыши в основание

http://www.intelgame.ru/imgcatalog/tmb/pic8A3hlh.jpg

Это набор предметов определенной формы ( цилиндрики, другие различные фигурки ), которые малыш должен научиться вставлять в углубление на подставочке ( основании ) или надевать на специальные штырьки.

Вкладыши один в другой

http://www.intelgame.ru/images/pub-vklag.gif

Это и традиционная русская матрешка, и множество других подобных игрушек. Количество предметов, которые вставляются один в другой, варьируется от двух-трех до десяти ( и более! ).

(См. ниже)

0

21

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

http://www.intelgame.ru/imgcatalog/tmb/picnQDY5H.jpg

К этому типу игр стоит привлекать внимание малыша с самого раннего возраста. Для детей 1,5 - 2 лет годятся настольные игры двух видов: разрезные карточки-"лото" с большими яркими рисунками ( игры на бумаге ) и крупная мозайка с деталями геометрической формы всех основных цветов.

Игры данного типа учат малыша классифицировать предметы по различным признакам - цвету, форме, размеру.

2 - 3-летним детям будут по силам так называемые игры-пазлы, позволяющие собирать забавные картинки из двух, а затем и более деталей.

Благодаря таким играм малыш приобретает и первые навыки плоскостного конструирования.

Позже к разнообразным мозайкам, лото и разрезным картинкам добавятся игры-"ходилочки" с кубиком и фишками, позволяющие организовать уже с детьми 3,5 - 4 лет увлекательные соревнования - путешествия по самой разной тематике.

(См. ниже)

0

22

БУСЫ И ШНУРОВКИ

http://www.intelgame.ru/images/pub-b.gif

Этот тип развивающих игр стал популярен в наши дни не случайно: проблемы с письмом возникают чуть ли не у каждого первоклассника. Подготовка руки ребенка к письму как залог его успешного обучения в школе всегда была в центре внимания педагогов дошкольного образования. Занятия лепкой, аппликацией, работа в тетрадях - традиционные формы такой подготовки.

Но лишь сравнительно недавно, во многом благодаря исследованиям Марии Монтессори по развитию мелкой моторики руки ребенка, пришло понимание того, что рисование узоров и букв в тетрадках - один из последних этапов в развитии руки дошкольника.

Начинать же готовить руку к письму необходимо с самого раннего возраста. И первым помощником здесь становятся бусы и шнуровки. Предлагая малышу для нанизывания на веревочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, вы способствуете постоянному совершенствованию координации системы "глаз - рука", приучаете пальцы рук ребенка совершать точные движения под контролем зрения.

Нанизывая бусы, малыш учится по-разному складывать пальчики в зависимости от того, какой формы и толщины предмет ему приходится брать: или тремя пальцами ( "щепотью" ), или двумя ( кончиками большого и указательного пальцев - "пинцетный захват" ).

В дальнейшем игры этого типа помогут развить подвижность кисти руки ребенка, скоординировать движения обеих рук.

(См. ниже)

0

23

БЛОКИ И КОНСТРУКТОРЫ

Блоки и конструкторы строительные

http://www.intelgame.ru/images/pub-puramid.gif

Один из основных видов игр данного типа - ставят своей целью обучение ребенка конструированию различных сооружений: горизонтальных, вертикальных, построек замкнутого типа, а в последующем - работе с планом и по воображению.

Блоки и конструкторы разнообразны по количеству деталей, входящих в набор, их цвету, форме, материалу ( дерево, пластмасса, ткань, плотный картон ).

Блоки и конструкторы сюжетные

http://www.intelgame.ru/images/pub-block-suz.gif

По своему назначению не отличабтся от предыдущих. Разница лишь в том, что в этих наборах есть фигурки людей, животных, машинки и другие детали, которые призваны оживить и заселить будущие постройки. Такие конструкторы способствуют развитию активной реси ребенка в процессе ролевой игры.

Блоки и конструкторы логические

http://www.intelgame.ru/images/pub-block-logic.gif

Обучают плоскостному конструированию и подразделяются на два вида.

Первый вид логических блоков предлагает ребенку составить изображение из нескольких частей. Пожалуй, по этому типу игр больше всего авторских разработок. Это "Квадраты", "Дроби" и "Сложи узор" Никитина, "Радужное лукошко" Даниловой, "Складушки" Красноухова.

Второй вид блоков и конструкторов логических - это наборы всевозможных деталей, которые надо научиться сопоставлять по тем или иным признакам: цвету, форме, размеру, общему внешнему виду. Умение найти среди нескольких предметов два одинаковых по целому ряду свойств - важнейший этап в умственном развитии ребенка. Детское домино с цветными картинками,
блоки Дьенеша ( набор геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, величине и толщине ) - основные в этом виде блоков.

(См. ниже)

0

24

ИГРЫ-ТРЕНАЖЕРЫ

Данное название, без сомнения, может относиться к любому типу развивающих игр, поскольку все они тренируют определенные навыки ребенка.

Однако игры, наиболее стимулирующие развитие каких-либо умений и навыков, справедливо называют тренажерами. Выделяют два вида игр - тренажеров.

Тренажеры речевые

http://www.intelgame.ru/images/pub-block-suz1.gif

Не просто способствуют расширению словарного запаса, а развивают активную связную речь ребенка.

Так, к 1,5 - 2 годам малыш начинает строить предложения из двух слов, понимать несложный рассказ о знакомых ему событиях, а также участвовать в инсценировке сказки. Побудить его к высказываниям и призваны игры данного вида.

Тренажеры сенсорно-двигательные

http://www.intelgame.ru/images/pub-trenag.gif

Развивают сенсорные способности ребенка ( восприятие цвета, размеров, формы окружающих предметов ), совершенствуют его слуховые и зрительные впечатления.

Эти тренажеры стимулируют познавательную активность в изучении свойств самых разных предметов. Так, малыш может вертеть и крутить игрушку ( неваляшка, волчок ), изменять положение деталей игрушки в пространстве ( дергунчики ), извлекать звуки разными способами - дудеть в дудочки, свистульки, давить на звучащие мячи, трясти трещетки.

Ирина Мальцева,
Антонина Цицулина,
учебно-методический центр "Учимся играя"
http://www.intelgame.ru/pictures/picrLpwZF.gif, апрель 2003

0

25

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выпол­няются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддержи­вать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

РАССЛАБЛЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК

Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом.

"Красим забор"   движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.

"Погладим котенка"  плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.

"Курочка пьет водичку"  локти опираются на стол, паль­цы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

"Музыканты"  движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.

"Солим суп"   локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

УДЕРЖАНИЕ ПОЗЫ КИСТИ РУКИ

Те упражнения, которые делают одной рукой, ребенок должен научиться выполнять каждой рукой, сначала поочередно, затем  двумя руками одновременно.

Выполнение каждого упражнения можно предварить стихотворением или загадкой.

КОЛЬЦО

Рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сна­чала выпрямляются большой и указательный пальцы, со­единяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны.

ДОМ

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх (труба), кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя пря­мую линию: балкон   

Чтобы дом построить новый,
Запасают тес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.

 
ОЧКИ

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

На коне верхом
Сидит Пахом,
Книги читает,
А грамоты не знает.
 

 
ФЛАЖОК

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец)  вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Горит на солнышке
флажок,
Как будто я
Огонь зажег.

А.Барто

ЛОДКА

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы при­жаты к ладоням как ковшик.

Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.

 
ПАРОХОД   I

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Паровоз
Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!

СТУЛ

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".

Есть у него спина,
А не лежит никогда,
Есть четыре ноги,
А не ходят и три.
Но всегда он стоит,
Всем сидеть велит.

СТОЛ

Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз".

В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом приходил,
Всех вокруг себя посадил.

 
ГРАБЛИ

Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут".
Листья падают в саду,
Я их граблями сгребу.

   
ЦЕПОЧКА

Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой  указательный, боль­шой  средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

СКВОРЕЧНИК

Ладошки вертикально поставлены друг против друга, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь.

Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.

 
ШАРИК

Все пальчики обеих рук сжаты в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки –
Весь перецарапали!
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели  нет игрушки,
Сели и заплакали...

А.Шибаев

ЕЛКА

Ладони на себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Весной цветет,
Летом плод дает,
Осенью не увядает,
Зимой не умирает.

 
КОРЗИНКА

Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.

 
КОЛОКОЛЬЧИК

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок его свободно качает.

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы... А ты?

Е. Серова
 
СОБАКА

Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный  вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой  вертун,
А сам  ворчун.

 
КОШКА

Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх.

У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке,
Возле печи греется,
Без водички моется.

 
МЫШКА

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Маленький шарик
Под полом шарит.

 
ЗАЙКА И УШКИ

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.

Маленький,
Беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.

 
ЗАЙКА В НОРКЕ

Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.

Зайка, заинька дружок!
Посиди со мной часок. –
Ни минуты не могу –
В гости к ежику бегу.
Он вчера меня встречал,
Есть морошку приглашал.

Ф.Бобылев

ЗАЙКА И БАРАБАН

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-трам-трам!

КОЗА

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Тили-тили, тили-тили,
Три козы траву косили
По лугам-лужочкам,
По зеленым кочкам,
Козушки молоденькие,
Хвостики коротенькие.

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее на­кладываем правую руку, которая тоже изображает "козу'' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны.

Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.

 
ЛОШАДЬ

Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Четыре ноги,
Пятая грива,
Шестой хвост,
Погоняй, не бойсь.

ГУСЬ

Предплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клю­ва гуся. Все пальцы прижаты друг к другу.

В воде купался,
Да сух остался.

 
ПЕТУШОК

Ладонь вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок,
Кто же это?  Петушок.

 
КУРОЧКА

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указа­тельный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накла­дываются друг на друга в полусогнутом положении.

Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки.

Т. Волгина
 
ШМЕЛЬ

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.

Жужужу, жужужу,
На лужайке я жужжу!
На лужайке я жужжу!
Над ромашками кружу!
Безобидно я жужжал,
Что ж ты. Женя, убежал?

Ю.Какотов

ЖУК

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Идет воин,
Землю роет,
А сам воет.
Два рога  не бык,
Шесть ног без копыт.

 
ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.

В. Тумайский
 
КРАБ

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую.

Краб ползет, ползет по дну,
Выставив свою клешню.

 
ЗАМОК

Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.

Висит калач,
Укусить нельзя
И пройти нельзя.

 
СЛОН

Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной сторо­ны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой  указа­тельным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый слон.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей.

Б.Заходер
 
ДЕРЕВО

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

У красы-березки
Платье серебрится.
У красы-березки
Зелены косицы.
Со двора к березке
Выскочили козы.
Стали грызть березку,
А березка  в слезы.

П.Воронько
   
ПТИЦА

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы  головка, остальные сомкнутые пальцы  крылья. Помахать ими.

Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица  грач.

 
ФИЛИН

Руки в кулачки, прижаты. Большие пальчики  вверх (ушки), указательные пальцы вместе и вперед: они образуют клюв филина.

Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.

 
ВОЛК И ЛИСА

Волк. Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки"  верхнюю и нижнюю челюсти.

Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы бьла острее. Большие пальцы чуть сгибаем.

Одна фигурка превращается в другую.

"Лизавета, здравствуй!"
"Как дела, зубастый?" –
"Хорошо идут дела,
Голова пока цела!"

 
КРОКОДИЛ

Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Боль­шой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянно­му.

Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь, как тина,
От макушки, до хвоста.

 
Тонкие движения рук также хорошо развивают занятия в теневом театре.

               
АВТОМАТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ

Упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, потешками, считалочками, ритм которых соответствует ритму выполняемого упражнения.

ПАЛЬЧИКИ ПОЗДОРОВАЛИСЬ

Кончик большого пальца последовательно прикасается к кончикам остальных пальцев. Упражнение можно выполи пять иначе: кисти обеих рук подняты вверх и обращены ладонями друг к другу, пальцы разведены. Поочередно одноименные пальцы соприкасаются, постукивая друг друга.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро.
-Доброе утро!-
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!-
- Улыбчивым лицам.
- И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера.

Н. Красилышков

  ЧЕЛОВЕЧЕК БЕЖИТ

Указательный и средний пальцы "бегают" по столу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой, наконец - двумя руками вместе.

Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.

ЦВЕТОК РАСПУСТИЛСЯ

Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.

У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Они распускаются
Быстро, как в сказке.

3. Александрова

(Из книги: Селезнева Е. Пальчиковые игры)

0

26

*Смешные человечки*
Дети делятся на пары – мальчик и девочка.
1. Бежали мимо речки смешные человечки («человечки»-пальчики бегут по «дорожкам»-рукам детей, стоящих напротив друг друга).
2. Прыгали-скакали (пальчиками «попрыгать» по плечам друг друга).
3. Солнышко встречали (ласково положить руки на щёки друг друга).
4. Забрались на мостик (сложить мостик из рук).
5. И забили гвоздик (постучать кулачками).
6. Потом – бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками).
7. Где же человечки? (Спрятать пальчики под мышки друг друга).

0

27

*Разыгра*
1. Девочки и мальчики, где же ваши пальчики? (Спрятать руки за спину).
2. Пошли пальчики с утра (пошевелить пальцами)…
3. В гости к тёте Разыгра (похлопать в ладоши).
4. На скамеечке сидели (на большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем правой руки, начиная с мизинца).
5. Да в окошечко глядели (сложить «окошечки» перед глазами из пальцев).
6. Напились чаю, чаю, разыграю (чередовать хлопки и показ больших пальцев).
7. Солнышку ладошку погладили немножко (погладить ладошки, слегка массируя их).
8. Пальчики подняли – лучиками стали (выпрямить и растопырить пальцы обеих рук).

Отредактировано Лариса (2005-08-11 14:11:03)

0

28

*Две подружки*

1. На лужайке две подружки (похлопать по колеям) –
2. «Ква-ква-ква, ква-ква-ква» (похлопать в ладоши).
3. Две зелёные лягушки (похлопать по коленям) –
4. «Ква-ква-ква, ква-ква (похлопать в ладоши)…
5. Ква!» (Притронуть одной ногой).
6. Хором песни распевают (сложить ладони и чуть-чуть «приоткрыть» их – ротик).
7. «Ква-ква-ква (похлопать в ладоши)…
8. Ква-ква-ква» (несколько раз притопнуть ногой).
9. И спокойно спать мешают (погрозить пальцем).
10. «Ква-ква-ква-ква-ква (похлопать в ладоши)…
11. Ква!» (Сделать один притоп).

0

29

*Дом*

1. На опушке дом стоит (сложить ладони «домиком» над головой),
2. На дверях замок висит (сомкнуть ладони «в замок»),
3. За дверями стоит стол (накрыть правой ладонью кулачок левой руки).
4. Вокруг дома частокол (руки перед собой, пальцы растопырить).
5. «Тук-тук-тук!» - дверь открой (постучать кулачком по ладони).
6. «Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх).

0

30

*Семья могучая*
1. В одном лесу дремучем (покачать руками над головой – «деревья»)
2. Жила семья могучая (сложить ладони «в замок»).
3. У них был дом огромный (соединить пальцы – «крыша»)
4. И крыша с трубой тёмной (поднять средние пальцы – «труба»).
5. Из трубы в колечки дым («колечки» из пальцев)…
6. «Плим, плим, плим…» (Пощёлкать пальцами.)

0


Вы здесь » Форум на "Полезных Мелочах" » Развитие детей » Развивающие игры